Тесты по биологии
Экология
Факторы среды обитания
ЕГЭ
Скачать часть 1-2
Часть 2
|
Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы?
|
|
|
1)
|
использование паразитических организмов
|
|
|
2)
|
поддержание высокой влажности
|
|
|
3)
|
внесение органических удобрений
|
|
|
4)
|
уничтожение сорняков гербицидами
|
|
|
Установите соответствие между признаком организмов и функциональной группой, для которой он характерен.
|
|
|
|
ПРИЗНАК
|
|
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
|
|
А)
|
поглощают из окружающей среды углекислый газ
|
|
Б)
|
синтезируют органические вещества из неорганических
|
|
В)
|
в клетках содержат фотосинтетические пигменты
|
|
Г)
|
питаются готовыми органическими веществами
|
|
Д)
|
являются сапротрофами
|
|
Е)
|
разлагают органические вещества до минеральных
|
|
|
|
1)
|
продуценты
|
|
2)
|
редуценты
|
|
|
|
Изменение природной среды под влиянием деятельности человека называют фактором
|
|
|
1)
|
абиотическим
|
|
|
2)
|
биотическим
|
|
|
3)
|
ограничивающим
|
|
|
4)
|
антропогенным
|
|
|
Какой фактор, влияющий на экосистему водоёма, относят к антропогенным?
|
|
|
1)
|
размножение водорослей
|
|
|
2)
|
повышение уровня воды при половодье
|
|
|
3)
|
зарастание озера осокой
|
|
|
4)
|
бесконтрольный лов рыбы
|
|
|
У организмов, населяющих природные экосистемы, удалённые от агроценозов, отсутствуют приспособления к факторам
|
|
|
1)
|
антропогенным
|
|
|
2)
|
абиотическим
|
|
|
3)
|
биотическим
|
|
|
4)
|
периодическим
|
|
|
Симбиотические отношения – это пример фактора
|
|
|
1)
|
абиотического
|
|
|
2)
|
антропогенного
|
|
|
3)
|
ограничивающего
|
|
|
4)
|
биотического
|
|
|
К антропогенным факторам относят
|
|
|
1)
|
образование колоний птиц
|
|
|
2)
|
истребление саранчи скворцами
|
|
|
3)
|
кормовые миграции хищных животных
|
|
|
4)
|
запрет охоты на промысловых животных
|
|
|
Ограничивающим фактором для травянистых растений в еловом лесу является
|
|
|
1)
|
недостаток света
|
|
|
2)
|
высокая влажность
|
|
|
3)
|
недостаток органических веществ
|
|
|
4)
|
сокращение территории для распространения
|
|
|
Сигналом к наступлению сезонных явлений в жизни птиц служит изменение
|
|
|
1)
|
температуры окружающей среды
|
|
|
2)
|
атмосферного давления
|
|
|
3)
|
длины светового дня
|
|
|
4)
|
влажности воздуха
|
|
|
К абиотическим компонентам экосистемы степи относят
|
|
|
1)
|
видовой состав растений
|
|
|
2)
|
минеральный состав почвы
|
|
|
3)
|
режим выпадения осадков
|
|
|
4)
|
травянистый покров
|
|
|
5)
|
ветровую эрозию
|
|
|
6)
|
продуцентов, консументов и редуцентов
|
|
|
Какое приспособление способствует охлаждению растений при повышении температуры воздуха?
|
|
|
1)
|
увеличение интенсивности фотосинтеза
|
|
|
2)
|
уменьшение скорости обмена веществ
|
|
|
3)
|
усиление испарения воды (транспирация)
|
|
|
4)
|
уменьшение интенсивности дыхания
|
|
|
Какое приспособление у растений обеспечивает более эффективное и полное поглощение солнечного света?
|
|
|
1)
|
листовая мозаика
|
|
|
2)
|
мелкие листья
|
|
|
3)
|
восковой налёт на листьях
|
|
|
4)
|
шипы и колючки
|
|
Скорость фотосинтеза зависит от факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого газа, воду, температуру. Почему эти факторы являются лимитирующими для реакций фотосинтеза?
|
Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?
|
|
|
1)
|
вырубка деревьев
|
|
|
2)
|
увеличение затенённости
|
|
|
3)
|
недостаток влаги в летний период
|
|
|
4)
|
сбор дикорастущих растений
|
|
|
5)
|
низкая температура воздуха зимой
|
|
|
6)
|
вытаптывание почвы
|
|
|
Подкармливание копытных животных в зимний период в целях сохранения численности их популяций относят к факторам
|
|
|
1)
|
физиологическим
|
|
|
2)
|
абиотическим
|
|
|
3)
|
антропогенным
|
|
|
4)
|
эволюционным
|
|
|
Возрастание численности белок в лесу в связи с большим урожаем семян ели относят к факторам
|
|
|
1)
|
биотическим
|
|
|
2)
|
климатическим
|
|
|
3)
|
абиотическим
|
|
|
4)
|
антропогенным
|
|
|
Какой антропогенный фактор приводит к уменьшению содержания кислорода в атмосфере?
|
|
|
1)
|
увеличение численности животных
|
|
|
2)
|
осушение болот
|
|
|
3)
|
создание новых агроценозов
|
|
|
4)
|
массовое уничтожение лесов
|
|
|
Распашка целины в целях выращивания зерновых культур – пример действия фактора
|
|
|
1)
|
биотического
|
|
|
2)
|
абиотического
|
|
|
3)
|
ограничивающего
|
|
|
4)
|
антропогенного
|
|
|
Рыхление почвы под кроной плодовых деревьев
это воздействие на растения фактора
|
|
|
1)
|
биотического
|
|
|
2)
|
антропогенного
|
|
|
3)
|
ограничивающего
|
|
|
4)
|
лимитирующего
|
|
|
Фактор среды, благоприятно воздействующий на живые организмы, называют
|
|
|
1)
|
антропогенным
|
|
|
2)
|
абиотическим
|
|
|
3)
|
оптимальным
|
|
|
4)
|
ограничивающим
|
|
|
Какой пример иллюстрирует проявление в природной среде биотического фактора?
|
|
|
1)
|
поедание личинками божьей коровки яблоневой тли
|
|
|
2)
|
загрязнение водоёмов, расположенных рядом с агроценозами
|
|
|
3)
|
понижение уровня грунтовых вод при длительной засухе
|
|
|
4)
|
вымерзание проростков пшеницы при весенних заморозках
|
|
|
Ограничивающим называют фактор среды, который
|
|
|
1)
|
воздействует на популяцию положительно
|
|
|
2)
|
оказывает более слабое воздействие, чем другие
|
|
|
3)
|
снижает выносливость вида
|
|
|
4)
|
обеспечивает наиболее оптимальные условия
|
|
|
Установите соответствие между примером экологического фактора
в экосистеме пруда и группой, к которой его относят.
|
|
|
|
ПРИМЕР
|
|
ГРУППА ФАКТОРОВ
|
|
А)
|
образование льда
|
|
Б)
|
зарастание пруда ряской
|
|
В)
|
поедание малька рыбы жуком-плавунцом
|
|
Г)
|
высокая численность мальков рыб
|
|
Д)
|
химический состав воды
|
|
|
|
1)
|
биотические
|
|
2)
|
абиотические
|
|
|
|
Установите соответствие между примером и экологическим фактором.
|
|
|
|
ПРИМЕР
|
|
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
|
|
А)
|
паразитирование чесоточного зудня
в коже человека
|
|
Б)
|
сбор личинок колорадского жука
с побегов картофеля на полях
|
|
В)
|
развитие печёночного сосальщика
в печени человека
|
|
Г)
|
внесение азотных удобрений перед посевом растений
|
|
Д)
|
уплотнение корневых систем растений
на лесной тропинке
|
|
|
|
1)
|
биотический
|
|
2)
|
антропогенный
|
|
|
|
Установите соответствие между строением листьев растения и условием его обитания.
|
|
|
|
СТРОЕНИЕ ЛИСТЬЕВ
|
|
УСЛОВИЕ ОБИТАНИЯ
|
|
А)
|
видоизменены в колючки
|
|
Б)
|
покрыты толстой кожицей
|
|
В)
|
покрыты тонкой эпидермой
|
|
Г)
|
имеют много устьиц
|
|
Д)
|
сильно опушены
|
|
|
|
1)
|
недостаток влаги
|
|
2)
|
избыток влаги
|
|
|
|
Установите соответствие между примером действия экологического фактора и группой факторов, к которой его относят.
|
|
|
|
ПРИМЕР
|
|
ГРУППА ФАКТОРОВ
|
|
А)
|
действие света на организмы животных
|
|
Б)
|
сбор нектара пчёлами с цветков липы
|
|
В)
|
угнетение роста дуба веществами, выделяемыми корнями осины
|
|
Г)
|
влияние влажности на рост лишайников
|
|
Д)
|
пожар в лесу, возникший при ударе молнии
|
|
Е)
|
опыление жуками-бронзовками цветков шиповника
|
|
|
|
1)
|
абиотические
|
|
2)
|
биотические
|
|
|
|
Установите соответствие между экологическим фактором и группой,
к которой его относят.
|
|
|
|
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
|
|
ГРУППА ФАКТОРОВ
|
|
А)
|
лесной пожар вследствие грозы
|
|
Б)
|
распространение семян растений птицами
|
|
В)
|
понижение температуры, приводящее
к зимней спячке животных
|
|
Г)
|
санитарная вырубка леса
|
|
Д)
|
питание паразитических животных
|
|
Е)
|
затопление лугов при ливне
|
|
|
|
1)
|
абиотические
|
|
2)
|
биотические
|
|
3)
|
антропогенные
|
|
|
|
Установите соответствие между примером воздействия на организм
и экологическим фактором.
|
|
|
|
ПРИМЕР
|
|
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
|
|
А)
|
использование кислорода для дыхания организмов
|
|
Б)
|
конкуренция овец в стаде
|
|
В)
|
влияние температуры воздуха на цветение растений
|
|
Г)
|
перемещение планктона океаническими течениями
|
|
Д)
|
питание дождевых червей листовым опадом
|
|
Е)
|
питание крота личинками насекомых
|
|
|
|
1)
|
биотический
|
|
2)
|
абиотический
|
|
|
|
Установите соответствие между примером воздействия на организмы
и экологическим фактором.
|
|
|
|
ПРИМЕР
|
|
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
|
|
А)
|
распашка степей, способствующая разрушению экосистемы
|
|
Б)
|
осушение болот и смена биоценоза
|
|
В)
|
гибель растений при засухе
|
|
Г)
|
вырубка лесов и изменение видового состава продуцентов
|
|
Д)
|
затопление посевов весной
|
|
Е)
|
влияние весенних заморозков на урожай
|
|
|
|
1)
|
абиотический
|
|
2)
|
антропогенный
|
|
|
|
Установите соответствие между характеристикой и экологическим фактором.
|
|
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКА
|
|
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
|
|
А)
|
распашка целинных земель
|
|
Б)
|
создание оросительных каналов
|
|
В)
|
образование озоновых дыр за счёт воздействия фреонов
|
|
Г)
|
влияние паразита на организм хозяина
|
|
Д)
|
взаимоотношения хищника и жертвы
|
|
Е)
|
взаимовлияние гифов гриба и цианобактерий в лишайнике
|
|
|
|
1)
|
биотический
|
|
2)
|
антропогенный
|
|
|
|
Установите соответствие между примером воздействия на организмы
и экологическим фактором.
|
|
|
|
ПРИМЕР
|
|
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
|
|
А)
|
использование минеральных солей
почвы растениями
|
|
Б)
|
гибель организмов вследствие пересыхания водоёмов
|
|
В)
|
взаимоотношения кабанов и лосей в биоценозе
|
|
Г)
|
влияние продолжительности светового дня на рост растения
|
|
Д)
|
влияние ультрафиолетовых лучей на синтез витамина D
|
|
Е)
|
уменьшение численности белок в неурожайные годы семян ели
|
|
|
|
1)
|
биотический
|
|
2)
|
абиотический
|
|
|