Задания части С1-С4 
1.Какие экологические факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме? 

Ответ: 
1) антропогенные: сокращение площади лесов, чрезмерный отстрел; 
2) биотические: недостаток корма, конкуренция, распространение заболеваний. 

2.Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Какие процессы происходят в этой фазе? 

Ответ: 
1) на рисунке изображена метафаза митоза; 
2) нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом; 
3) в этой фазе двухроматидные хромосомы выстраиваются в плоскости экватора. 

3.Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений? 

Ответ: 
1)способствует уничтожению сорняков и ослабляет конкуренцию с культурными растениями; 
2)способствует снабжению растений водой и минеральными веществами; 
3)увеличивает поступление кислорода к корням. 

4.Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы? 

Ответ: 
1)большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания; 
2)сбалансированным круговоротом веществ; 
3)продолжительными сроками существования. 

5.Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство чис¬ла и формы хромосом во всех клетках организмов из поколения в поколение? 

Ответ: 
1)благодаря мейозу образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом; 
2)при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, что обеспечивает постоянство хромосомного набора; 
3)рост организма происходит за счет митоза, обеспечивающего постоянство числа хромосом в соматических клетках. 

6.В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ? 

Ответ: 
1)бактерии-гетеротрофы – редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями; 
2)бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) – продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др. 

7.Какие признаки характерны для моховидных растений? 

Ответ: 
1)большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды; 
2)размножаются мхи как половым, так и бесполым путем с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит); 
3)взрослое растение мха - половое поколение (гаметофит) а коробочка со спорами – бесполое (спорофит); 
4)оплодотворение происходит при наличии воды. 

8.Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок? 

Ответ: 
1)неурожай семян ели; 
2)увеличение численности хищников – лисиц, куниц; 
3) увеличение численности паразитов, болезнетворных микроорганизмов. 

9.Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках поджелудочной железы. Объясните почему. 

Ответ: 
1)в клетках поджелудочной железы синтезируются ферменты, которые накапливаются в полостях аппарата Гольджи; 
2)в аппарате Гольджи ферменты упаковываются в виде пузырьков; 
3)из аппарата Гольджи ферменты выносятся в проток поджелудочной железы. 

10.В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах? 

Ответ: 
1)первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот; 
2)матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка. 

11.Какие особенности строения характерны для представителей типа Хордовых? 

Ответ: 
1)внутренний осевой скелет; 
2)нервная система в виде трубки на спинной стороне тела; 
3)щели в пищеварительной трубке. 

12.Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера? 

Ответ: 
1)уменьшение численности шмелей; 
2)увеличение численности растительноядных животных; 
3)размножение растений конкурентов (злаков и др). 

13.Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе – 7,9%, в печени – 18,4%, в сердце – 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий? 

Ответ: 
1)митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ; 
2)для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое; 
3)в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ. 

14.Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарного контроля, опасно употреблять в пищу в недоваренном или слабо прожаренном виде. 

Ответ: 
1)в говяжьем мясе могут быть финны бычьего цепня; 
2)в пищеварительном канале из финны развивается взрослый червь, и человек становится окончательным хозяином. 

15.Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1-3, и их функции. 

Ответ: 
1)изображенный органоид – хлоропласт; 
2)1 – тилакоиды граны, участвуют в фотосинтезе; 
3)2 – ДНК, 3 – рибосомы, участвуют в синтезе собственных белков хлоропласта. 

16.Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам? 

Ответ: 
1)в их клетках ядерное вещество представлено одной кольцевой молекулой ДНК и не отделено от цитоплазмы; 
2)не имеют митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС; 
3)не имеют специализированных половых клеток, отсутствуют мейоз и оплодотворение. 

17.Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями? 

Ответ: 
1)увеличение численности растений; 
2)сокращение численности хищников – жаб, ежей; 
3) сокращение численности болезнетворных микроорганизмов, паразитов. 

18.В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните. 

Ответ: 
1)фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты; 
2)по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых не происходит фотосинтез. 

19.Какие стадии гаметогенеза обозначены на рисунке буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий? К развитию каких специализированных клеток ведет этот процесс? 

Ответ: 
1)А – стадия (зона) размножения (деления), клетки диплоидные; 
2)Б – стадия (зона) роста, клетка диплоидная; 
3)В - стадия (зона) созревания, клетки гаплоидные, развиваются сперматозоиды. 

20.Чем отличаются по строению бактериальные клетки от клеток организмов других царств живой природы? Укажите не менее трех отличий. 

Ответ: 
1)отсутствует оформленное ядро, ядерная оболочка; 
2)отсутствует ряд органоидов: митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи и др.; 
3)имеют одну кольцевую хромосому. 

21.Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме? 

Ответ: 
1)создают органические вещества из неорганических; 
2)аккумулируют солнечную энергию; 
3)обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы. 

22.Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? 

Ответ: 
1)из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила; 
2)восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде. 

23.Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения. 

Ответ: 
1)А – прокариотическая клетка, Б – эукариотическая клетка; 
2)клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, ее наследственный материал представлен кольцевой хромосомой; 
3)клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и органоиды. 

24.В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами? 

Ответ: 
1)сердце становится трехкамерным; 
2)появляется второй круг кровообращения; 
3)в сердце содержится венозная и смешанная кровь. 

25.Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса? 

Ответ: 
1)в смешанном лесу больше видов, чем в еловом; 
2)в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвленные, чем в еловом; 
3)в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом. 

26.Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: ГАТГААТАГТГЦТТЦ. Перечислите не менее трех последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц). 

Ответ: 
1)произойдет генная мутация – изменится кодон третьей аминокислоты; 
2)в белке может произойти замена одной аминокислоты на другую, в результате изменится первичная структура белка; 
3)могут измениться все остальные структуры белка, что повлечет появление у организма нового признака. 

27.Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно – оранжевой части спектра. 

Ответ: 
1)для фотосинтеза необходимы лучи не только красной, но и синей части спектра; 
2)в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза. 

28.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 
1.Кишечнополостные – это трехслойные многоклеточные животные. 2.Они имеют гастральную или кишечную полость. 3.Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4.Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5.Все кишечнополостные – свободноплавающие организмы. 

Ошибки допущены в предложениях: 
1)1 – кишечнополостные – двухслойные животные; 
2)3 – стрекательные клетки содержатся в эктодерме, а не в кишечной полости; 
3)5 – среди кишечнополостных есть прикрепленные формы. 

29.Каким образом происходит газообмен в лёгких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс? 

Ответ: 
1)в основе газообмена лежит диффузия, которая обусловлена разницей концентрации газов (парциального давления) в воздухе альвеол и в крови; 
2)кислород из области высокого давления в альвеолярном воздухе поступает в кровь, а углекислый газ из области высокого давления в крови поступает в альвеолы; 
3)в тканях кислород из области высокого давления в капиллярах поступает в межклеточное вещество и далее в клетки органов. Углекислый газ из области высокого давления в межклеточном веществе поступает в кровь. 

30.В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере. 

Ответ: 
1)продуценты синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, азота, фосфора и других минеральных веществ), выделяют кислород (кроме хемотрофов); 
2)консументы (и другие функциональные группы) организмов используют и преобразуют органические вещества, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя углекислый газ и воду; 
3)редуценты разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора и др., возвращая их в среду. 

31.Участок молекулы ДНК, кодирующей последовательность аминокислот в белке, имеет следующий состав: Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-ТТ-Ц-Т-Т-Ц. Объясните, к каким последствиям может привести случайное добавление нуклеотида гуанина (Г) между седьмым и восьмым нуклеотидами. 

Ответ: 
1)произойдёт генная мутация — могут измениться коды третьей и последующих аминокислот; 
2)может измениться первичная структура белка; 
3)мутация может привести к появлению нового признака у организма. 

32.Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях инди-видуального развития? 

Ответ: 
1)корни растений повреждают личинки; 
2)листья деревьев повреждают взрослые жуки. 

33.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 
1. Плоские черви — это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. У них хорошо развита нервная система. 5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца. 

Ошибки допущены в предложениях: 
1)2 — к типу Плоские черви не относят человеческую аскариду, это Круглый червь; 
2)4 — у плоских червей нервная система развита слабо; 
3)5 — Плоские черви — гермафродиты. 

34.Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и жи-вотных? 

Ответ: 
1)плод — генеративный орган покрытосеменных растений; 
2)содержит семена, с помощью которых происходит размножение и расселение растений; 
3)плоды растений — пища для животных. 

35.Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее трёх факторов, которые являются причиной перелётов этих животных. 

Ответ: 
1)пищевые объекты насекомоядных птиц становятся не доступными для добывания; 
2)ледовый покров на водоёмах и снеговой покров на земле лишают пищи растительноядных птиц;
3)изменение продолжительности светового дня. 
Ответ: 
1)быстрее прокиснет свеженадоенное молоко, так как в нем имеются бактерии, вызывающие сбраживание продукта; 
2)при стерилизации молока клетки и споры молочнокислых бактерий погибают, и молоко сохраняется дольше. 

37.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 
1. Основные классы типа членистоногих — Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Тело ракообразных и паукообразных расчленено на голову, грудь и брюшко. 3. Тело насекомых состоит из головогруди и брюшка. 4. У паукообразных усиков нет. 5. У насекомых две пары усиков, а у ракообразных одна пара. 

Ошибки допущены в предложениях: 
1)2 – тело ракообразных и паукообразных состоит из головогруди и брюшка; 
2)3 – тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка; 
3)5 – у насекомых одна пара усиков, а у ракообразных две пары. 

38.Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег. 

Ответ: 
1)корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки; 
2)на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега; 
3)от корневища отходят придаточные корни; 
4)внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем. 

39.Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее трёх изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут. 

Ответ: 
1)численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений; 
2)резко сократится численность насекомоядных организмов (консументов ІІ порядка) или они исчезнут из-за нарушения цепей питания; 
3)часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы. 

40.Почему лечение антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин. 

Ответ: 
1)антибиотики убивают полезные бактерии, обитающие в кишечнике человека; 
2)нарушаются расщепление клетчатки, всасывание воды и другие процессы. 

41.Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры? 

1)буквой А обозначен сосудисто-волокнистый пучок (жилка), в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань; 
2)сосуды обеспечивают транспорт воды в листья; 
3)ситовидные трубки обеспечивают транспорт органических веществ из листьев в другие органы; 
4)клетки механической ткани придают прочность и являются каркасом листа. 

42.Каковы характерные признаки царства грибов? 

Ответ: 
1)тело грибов состоит из нитей – гифов, образующих грибницу; 
2)размножаются половым путем и бесполым (спорами, грибницей, почкованием); 
3)растут в течение всей жизни; 
4)в клетке: оболочка содержит хитиноподобное вещество, запасное питательное вещество – гликоген. 

43.В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоем считать экосистемой. Приведите не менее трех доказательств. 

Ответ: 
Названный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нем: 
1)отсутствуют продуценты; 
2)отсутствуют редуценты; 
3)отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания. 

44.Почему под жгут, который накладывают для остановки кровотечения из крупных кровеносных сосудов, кладут записку с указанием времени его наложения? 

Ответ: 
1)прочитав записку, можно определить, сколько времени прошло после наложения жгута; 
2)если через 1-2 часа не удалось доставить больного к врачу, то следует на некоторое время ослабить жгут. Это предупредит омертвление тканей. 

45.Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции. 

Ответ: 
1)1 – серое вещество, образовано телами нейронов; 
2)2 – белое вещество, образовано длинными отростками нейронов; 
3)серое вещество осуществляет рефлекторную функцию, белое вещество – проводниковую функцию. 

46.Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее трех функций. 

Ответ: 
1)секрет слюнных желез смачивает и обеззараживает пищу; 
2)слюна участвует в формировании пищевого комка; 
3)ферменты слюны способствуют расщеплению крахмала. 

47.В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши. Укажите не менее трех элементов. 

Ответ: 
1)первыми поселятся микроорганизмы и лишайники, которые обеспечивают образование почвы; 
2)на почве поселяются растения, споры или семена которых заносятся ветром или водой; 
3)по мере развития растительности в экосистеме появляются животные, в первую очередь членистоногие и птицы. 

48.Опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните почему. 

Ответ: 
1)корневая система разрастается, зона всасывания перемещается за верхушкой корня; 
2)корни с развитой зоной всасывания – корневыми волосками – находятся по краям приствольных кругов. 

49.Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют. 

Ответ: 
1)луковица; 
2)1 – сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода; 
3)2 – придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ; 
4)3 – почка, обеспечивает рост побега. 

50.Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов? Укажите не менее трех элементов. 

Ответ: 
1)большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды; 
2)у мхов слабо развита проводящая система; 
3)размножаются мхи как половым, так и бесполым способом, с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит); взрослое растение мха – половое поколение, а коробочка со спорами – бесполое. 

51.В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление. Укажите не менее трех этапов. 

Ответ: 
1)первыми развиваются травянистые светолюбивые растения; 
2)потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес. 
3)под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытесняют другие деревья. 

52.Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано? 

Ответ: 
1)причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода; 
2)заболевание вызвано хромосомной мутацией – утратой или присоединением фрагмента хромосомы. 

53.Какой буквой на рисунке обозначена бластула в цикле развития ланцетника. Каковы особенности формирования бластулы? 

Ответ: 
1)бластула обозначена буквой Г; 
2)бластула формируется при дроблении зиготы; 
3)размеры бластулы не превышают размеров зиготы. 

54.Почему грибы выделяют в особое царство органического мира? 

Ответ: 
1)тело грибов состоит из тонких ветвящихся нитей — гифов, образующих мицелий, или грибницу; 
2)клетки мицелия запасают углеводы в виде гликогена; 
3)грибы нельзя отнести к растениям, так как в их клетках нет хлорофилла и хлоропластов; стенка содержит хитин; 
4)грибы нельзя отнести к животным, так как они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, а не заглатывают в виде пищевых комочков. 

55.В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных. 

Ответ: 
1)вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги (естественно регулирующие численность); 
2)затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма; 
3)возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и отсутствия хищников, что тоже повлияло на снижение численности куриных. 

56.Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака. 

Ответ: 
1)у зайца наблюдается проявление модификационной (фенотипической, не-наследственной) изменчивости; 
2)проявление данного признака определяется изменением условий среды обитания (температура, длина дня). 

57.Назовите стадии эмбрионального развития ланцетника, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Раскройте особенности образования каждой из этих стадий. 
А Б 

Ответ: 
1)А — гаструла — стадия двухслойного зародыша; 
2)Б — нейрула, имеет зачатки будущей личинки или взрослого организма; 
3)гаструла образуется путём впячивания стенки бластулы, а в нейруле закладывается вначале нервная пластинка, которая служит регулятором для закладки остальных систем органов. 

58. Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Укажите не менее четырёх особенностей. 

Ответ: 
1)бактерии – доядерные организмы, не имеющие оформленного ядра и многих органоидов; 
2)по способу питания бактерии – гетеротрофы и автотрофы; 
3)высокая скорость размножения путем деления; 
4)анаэробы и аэробы; 
5)неблагоприятные условия переживают в состоянии спор. 

59.Чем отличается наземно-воздушная среда от водной? 

Ответ: 
1)содержанием кислорода; 
2)различиями в колебаниях температуы (широкая амплитуда колебаний в наземно – воздушной среде); 
3)степенью освещенности; 
4)плотностью. 

60.В пищевом рационе человека рекомендуется использование морской капусты — ламинарии. Какое значение имеет её употребление в нормализации функций организма? 

Ответ: 
1) морская капуста обладает свойством накапливать химический элемент йод; 
2)йод необходим для нормальной функции щитовидной железы. 

61.Почему клетку инфузории-туфельки считают целостным организмом? Какие органоиды инфузории-туфельки обозначены на рисунке цифрами 1 и 2 и какие функции они выполняют? 

Ответ: 
1) клетка инфузории выполняет все функции самостоятельного организма: обмен веществ, размножение, раздражимость, ада