66.В чем проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных? 

Ответ: 
1)морфологические: теплоизолирующие покровы, подкожный слой жира, изменение поверхности тела; 
2)физиологические: усиление интенсивности испарения пота и влаги при дыхании; сужение или расширение сосудов, изменение уровня обмена веществ; 
3)поведенческие: строительство гнезд, нор, изменение суточной и сезонной активности в зависимости от температуры среды. 

67.Как осуществляется поступление генетической информации из ядра в рибосому? 

Ответ: 
1)синтез иРНК происходит в ядре в соответствии с принципом комплементарности; 
2)иРНК – копия участка ДНК, содержащая информацию о первичной структуре белка, перемещается из ядра к рибосоме. 

68.В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков.

Ответ: 
1)у папоротников появились корни; 
2)у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань; 
3)в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком. 

69.Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 3. Какой тип ткани и какие органы формируются из него. 

Ответ: 
1)зародышевый листок – энтодерма; 
2ткань эпителиальная (эпителий кишечника и органов дыхания); 
3)органы: кишечник, пищеварительные железы, органы дыхания, некоторые железы внутренней секреции. 

70.Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров. 

Ответ: 
1)регулируют численность растений (распространяют плоды и семена); 
2) регулируют численность насекомых, мелких грызунов; 
3)служат пищей для хищников; 
4)удобряют почву. 
Ответ: 
1)лейкоциты способны к фагоцитозу – пожиранию и перевариванию белков, микроорганизмов, отмерших клеток; 
2)лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют определенные антигены. 

72.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 
Согласно хромосомной теории наследственности: 
1. Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке. 2. Каждый занимает определенное место — аллель. 3. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления. 4. Число групп сцепления определяется диплоидным бором хромосом. 5. Нарушение сцепления генов происходит в процессе конъюгации хромосом в профазе мейоза. 

Ошибки допущены в предложениях: 
1)2 — место расположения гена — локус; 
2)4 — число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом; 
3)5 — нарушение сцепления генов происходит при кроссинговере. 

73.Почему зелёную эвглену одни учёные относят к растениям, а другие — к животным? Укажите не менее трёх причин. 

Ответ: 
1)способна к гетеротрофному питанию, как все животные; 
2)способна к активному движению в поисках пищи, как все животные; 
3)содержит в клетке хлорофилл и способна к автотрофному питанию, как растения. 

74.Какие процессы происходят на этапах энергетического обмена? 

Ответ: 
1)на подготовительном этапе сложные органические вещества расщепляются до менее сложных (биополимеры — до мономеров), энергия рассеивается в виде тепла; 
2)в процессе гликолиза глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты (или молочной кислоты, или спирта) и синтезируется 2 молекулы АТФ; 
3)на кислородном этапе пировиноградная кислота (пируват) расщепляется до углекислого газа и воды и синтезируется 36 молекул АТФ. 

75.В образовавшейся на теле человека ране кровотечение со временем приоста-навливается, однако может возникнуть нагноение. Объясните, какими свойствами крови это обусловлено. 

Ответ: 
1)кровотечение приостанавливается благодаря свёртыванию крови и образованию тромба; 
2)нагноение обусловлено накоплением отмерших лейкоцитов, осуществивших фагоцитоз. 

76.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера пред-ложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 
1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом. 

Ошибки допущены в предложениях: 
1)2 — мономерами белков являются аминокислоты; 
2)5 — наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах ДНК; 
3)6- в состав рибосом входят молекулы рРНК, а не тРНК. 

77.Что такое близорукость? В какой части глаза фокусируется изображение у близорукого человека? Чем различаются врождённая и приобретённая формы близорукости? 

Ответ: 
1)близорукость — это заболевание органов зрения, при котором человек плохо различает удалённые предметы; 
2)у близорукого человека изображение предметов возникает перед сетчаткой; 
3)при врождённой близорукости изменяется форма глазного яблока (удлиняется); 
4)приобретенная близорукость связана с изменением (увеличением) кривизны хрусталика. 

78.Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырёх отличий. 

Ответ: 
1)преобладание мозгового отдела черепа над лицевым; 
2)уменьшение челюстного аппарата; 
3)наличие подбородочного выступа на нижней челюсти; 
4)уменьшение надбровных дуг. 

79.Почему объём мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объём выпитой за это же время жидкости? 

Ответ: 
1)часть воды используется организмом или образуется в процессах обмена веществ; 
2)часть воды испаряется через органы дыхания и потовые железы. 

80.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 
1. Животные — это гетеротрофные организмы, они питаются готовыми органическими веществами. 2. Различают одноклеточных и многоклеточных животных. 3. Все многоклеточные животные имеют двустороннюю симметрию тела. 4. У большинства из них развиты различные органы передвижения. 5. Кровеносную систему имеют только членистоногие и хордовые. 6. Постэмбриональное развитие у всех многоклеточных животных прямое. 

Ошибки допущены в предложениях: 
1) 3 — двусторонюю симметрию тела имеют не все многоклеточные животные; например, у кишечнополостных она лучевая (радиальная); 
2) 5 — кровеносная система имеется также у кольчатых червей и моллюсков; 
3) 6 — прямое постэмбриональное развитие присуще не всем многоклеточным животным. 

81.Какое значение имеет кровь в жизнедеятельности человека? 

Ответ: 
1)выполняет транспортную функцию: доставка кислорода и питательных веществ к тканям и клеткам, удаление углекислого газа и продуктов обмена; 
2)выполняет защитную функцию благодаря деятельности лейкоцитов и антител; 
3)участвует в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма. 

82.Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последовательности развития животного мира. 

Ответ: 
1) стадия зиготы соответствует одноклеточному организму; 
2) стадия бластулы, где клетки не дифференцированы, сходна с колониальными формами; 
3) зародыш на стадии гаструлы соответствует строению кишечнополостного (гидры). 

83.Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором NaCl). Поясните почему. 

Ответ: 
1) введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое изменение состава крови и необратимые явления; 
2) концентрация физиологического раствора (0,9% раствор NaCl) соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови. 

84.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера пред-ложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 
1. Животные типа членистоногих имеют наружный хитиновый покров и членистые конечности. 2. Тело у их большинства состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. 3. Все членистоногие имеют по одной паре усиков. 4. Глаза у них сложные (фасеточные). 5. Кровеносная система у насекомых замкнутая. 

Ошибки допущены в предложениях: 
1)3 — по одной паре усиков имеют не все членистоногие (у паукообразных их нет, а у ракообразных — по две пары); 
2)4 — не все членистоногие имеют сложные (фасеточные) глаза: у паукообразных они простые или отсутствуют, у насекомых наряду со сложными глазами могут быть простые; 
3)5 — кровеносная система у членистоногих незамкнутая. 

85.Каковы функции пищеварительной системы человека? 

Ответ: 
1)механическая обработка пищи; 
2)химическая обработка пищи; 
3)передвижение пищи и удаление непереваренных остатков; 
4)всасывание питательных веществ, минеральных солей и воды в кровь и лимфу. 

86.Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее трёх признаков. 

Ответ: 
1)большим разнообразием популяций и видов; 
2)широким расселением на земном шаре; 
3)приспособленностью к жизни в разных экологических условиях. 

87.Почему пищу надо тщательно пережёвывать? 

Ответ: 
1)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается слюной в ротовой полости и начинает перевариваться; 
2)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается пищеварительными соками в желудке и кишечнике и поэтому легче переваривается. 

88.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 
1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.2.Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течение одного лета, представляет собой популяцию. 

Ошибки допущены в предложениях: 
1)2 — популяции одного вида частично изолированы, но особи разных популяций могут скрещиваться; 
2)3 — генофонды разных популяций одного вида отличаются; 
3)5 — группа лягушек не является популяцией, так как группа особей одного вида считается популяцией, если она на протяжении большого числа поколений занимает одно и то же пространство. 

89.Почему летом при длительной жажде рекомендуется пить подсоленую воду? 

Ответ: 
1)летом у человека усиливается потоотделение; 
2)с потом из организма выводятся минеральные соли; 
3)подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между тканями и внутренней средой организма. 

90.Чем доказывается принадлежность человека к классу млекопитающих? 

Ответ: 
1)сходством строения систем органов; 
2)наличием волосяного покрова; 
3)развитием зародыша в матке; 
4)выкармливанием потомства молоком, заботой о потомстве. 

91.Какие процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови человека? 

Ответ: 
1)процессы в буферных системах поддерживают реакцию среды (рН) на постоянном уровне; 
2)осуществляется нейрогуморальная регуляция химического состава плазмы. 

92.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их. 
1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.2.Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяций, всегда стабильна. 

Ошибки допущены в предложениях: 
1)1 — популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию популяции; 
2)4 — популяция является структурной единицей вида; 
3)5 — численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы. 

93.Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль. 

Ответ: 
1)подкожная жировая клетчатка предохраняет организм от охлаждения; 
2)потовые железы образуют пот, который при испарении защищает от перегревания; 
3)волосы на голове защищают организм от охлаждения и перегревания; 
4)изменение просвета капилляров кожи регулирует теплоотдачу. 

94.Приведите не менее трёх прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции. 

Ответ: 
1)увеличение мозга и мозгового отдела черепа; 
2)прямохождение и соответствующие изменения в скелете; 
3)освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца. 

95.Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чём оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит. 

Ответ: 
1)сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза; 
2)все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы (хроматиды); 
3)образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом. 

96.Чем отличается артериальное кровотечение от венозного? 

Ответ: 
1)при артериальном кровотечении кровь алого цвета; 
2)бьёт из раны сильной струей, фонтаном. 

97.Схема какого процесса, происходящего в организме человека, изображена на рисунке? Что лежит в основе этого процесса и как изменяется в результате состав крови? Ответ поясните. 
капилляр 

Ответ: 
1)на рисунке изображена схема газообмена в лёгких (между лёгочным пузырьком и капилляром крови); 
2)в основе газообмена лежит диффузия — проникновение газов из места с большим давлением в место с меньшим давлением; 
3)в результате газообмена кровь насыщается кислородом и превращается из венозной (А) в артериальную (Б). 

98.Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека? 

Ответ: 
гиподинамия приводит: 
1)к понижению уровня обмена веществ, увеличению жировой ткани, избыточной массе тела; 
2)ослаблению скелетных и сердечной мышц, увеличению нагрузки на сердце и снижению выносливости организма; 
3)застою венозной крови в нижних конечностях, расширению сосудов, нарушению кровообращения. 

(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.) 

99.Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях? 

Ответ: 
1)корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы; 
2)у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах; 
3)листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или иголки. 

100.С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните. 

Ответ: 
1)ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов; 
2)эритроциты обеспечивают транспорт кислорода и углекислого газа. 

101. По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кровообращения связана каждая из этих структур сердца? 

Ответ: 
1)в камеру, обозначенную цифрой 3, поступает венозная кровь из верхней и нижней полых вен; 
2)в камеру, обозначенную цифрой 5, поступает артериальная кровь из легочных вен; 
3)камера сердца, обозначенная цифрой 3, связана с большим кругом кровообращения; 
4)камера сердца, обозначенная цифрой 5, связана с малым кругом кровообращения. 

102.Что представляют собой витамины, какова их роль в жизнедеятельности ор-ганизма человека? 

Ответ: 
1)витамины — биологически активные органические вещества, необходимые в небольших количествах; 
2)они входят в состав ферментов, участвуя в обмене веществ; 
3)повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, стимулируют рост, развитие организма, восстановление тканей и клеток. 

103.Форма тела бабочки калимы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки? 

Ответ: 
1)появление у особей разнообразных наследственных изменений; 
2)сохранение естественным отбором особей с измененной формой тела; 
3)размножение и распространение особей с формой тела, напоминающей лист. 

104.Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации? 

Ответ: 
1)большинство ферментов — белки; 
2)под действием радиации происходит денатурация, изменяется структура белка-фермента. 

105.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых они сделаны, исправьте их. 
1. Растения, как и все живые организмы, питаются, дышат, растут, размножаются. 2. По способу питания растения относят к автотрофным организмам. 3. При дыхании растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Все растения размножаются семенами. 5. Растения, как и животные, растут только в первые годы жизни. 

Ошибки допущены в предложениях: 
1)3 — при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ; 
2)4 — размножаются семенами только цветковые и голосеменные, а водоросли, мхи, папортники — спорами; 
3)5 — растения растут в течение всей жизни, имеют неограниченный рост. 
Ответ: 
1)ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов; 
2)гемоглобин эритроцитов обеспечивает транспорт кислорода и углекислого газа, так как способен связываться с этими газами; 
3)поступление кислорода необходимо для энергетического обмена клетки, а углекислый газ — его конечный продукт, подлежащий удалению. 

107.Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду. Приведите не менее трех доказательств. 

Ответ: 
1)сходство строения, процессов жизнедеятельности, поведения; 
2)генетическое единство — одинаковый набор хромосом, их строение; 
3)от межрасовых браков появляется потомство, способное к размножению. 

108.В древней Индии подозреваемому в преступлении предлагали проглотить горсть сухого риса. Если ему это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое обоснование этого процесса. 

Ответ: 
1)глотание — сложный рефлекторный акт, который сопровождается слюноотделением и раздражением корня языка; 
2)при сильном волнении резко тормозится слюноотделение, во рту становится сухо, и глотательный рефлекс не возникает. 

109.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их. 
1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтез. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами. 

Ошибки допущены в предложениях: 
1)2 — первым звеном являются продуценты; 
2)3 — консументы не способны к фотосинтезу; 
3)4 — кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза. 

110.Каковы причины малокровия у человека? Укажите не менее трёх возможных причин. 

Ответ: 
1)большие кровопотери; 
2)неполноценное питание (недостаток железа и витаминов и др.); 
3)нарушение образования эритроцитов в кроветворных органах. 

111.Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности. 

Ответ: 
1)тип приспособления — мимикрия, подражание окраски и формы тела незащищенного животного защищенному; 
2)сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным; 
3)муха становится добычей молодых птиц, у которых еще не выработался рефлекс на осу. 

112.Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консументов третьего порядка в составленной цепи. 

Ответ: 
1)перегной —> комнатная муха —> паук-крестовик —>большая синица —>ястреб; 
2)консумент третьего порядка — большая синица. 

113.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых сделаны ошибки, исправьте их. 
1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среза других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатого червя состоит из одинаковых члеников. 4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой. 

Ошибки допущены в предложениях: 
1)2 — Кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему; 
2)4 — Кольчатые черви имеют полость тела; 
3)5 — нервная цепочка расположена на брюшной стороне тела. 

114.Назовите не менее трёх ароморфозов у наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте. 

Ответ: 
1)возникновение покровной ткани — эпидермиса с устьицами, — способствующей защите от испарения; 
2)появление проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ; 
3)развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию. 

115.Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах. 

Ответ: 
1)Австралия отделилась от других материков в период расцвета сумчатых до появления плацентарных животных (географическая изоляция); 
2)природные условия Австралии способствовали дивергенции признаков сумчатых и активному видообразованию; 
3)на других континентах сумчатые были вытеснены плацентарными млекопитающими. 

116.В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка? 

Ответ: 
1)если в результате замены нуклеотида возникает другой кодон, кодирующий ту же аминокислоту;
2)если кодон, образовавшийся в результате замены нуклеотида, кодирует другую аминокислоту, но со сходными химическими свойствами, не изменяющую структуру белка; 
3)если изменения нуклеотидов произойдут в межгенных или нефункционирующих участках ДНК. 

117.Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают кон-курентными? 

Ответ: 
1)являются хищниками, питаются сходной пищей; 
2)обитают в одном водоёме, нуждаются в сходных условиях для жизни, взаимно угнетают друг друга. 

118.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых сделаны ошибки, исправьте их. 
1. Основные классы типа членистоногих — Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные — три пары. 3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик