Тесты по биологии

11 класс

Генетика

Скачать часть 1-5

 

Часть 4

Определите соотношение генотипов в F1 при скрещивании гомозиготных организмов с альтернативными признаками.

  

 1) 

100%

  

 2) 

50% : 50%

  

 3) 

75% : 25%

  

 4) 

25% : 25% : 25% : 25%

 

Чёрный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 чёрных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 чёрных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырёх фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – черное оперение (А), хохлатость (В).

 

Скрещивание организмов, отличающихся по одному или нескольким признакам, составляет сущность метода

  

 1) 

цитогенетического

  

 2) 

близнецового

  

 3) 

гибридологического

  

 4) 

генеалогического

 

Пару хромосом, имеющих одинаковую форму, размеры, химический состав, называют

  

 1) 

половыми

  

 2) 

гомологичными

  

 3) 

аутосомами

  

 4) 

хроматидами

 

Выберите верное определение понятия аллельные гены:

  

 1) 

гены, определяющие развитие двух взаимодополняющих признаков и расположенные в двух разных участках одной хромосомы

  

 2) 

гены, определяющие развитие одного и того же признака и расположенные в двух разных участках одной хромосомы

  

 3) 

гены, определяющие развитие двух взаимодополняющих признаков и расположенные в негомологичных хромосомах

  

 4) 

гены, определяющие развитие одного и того же признака и расположенные в одинаковых участках гомологичных хромосом

 

Промежуточный характер наследования признака проявляется при

  

 1) 

сцеплении генов

  

 2) 

неполном доминировании

  

 3) 

независимом расщеплении

  

 4) 

множественном действии генов  

 

Скрестили дигетерозиготное растение томата с красными круглыми плодами и гомозиготное растение с желтыми овальными плодами (красный цвет и круглая форма плода – доминантные признаки). Определите соотноше­ние генотипов F1.

  

 1) 

9 : 3 : 3 : 1

  

 2) 

1 : 1 : 1 : 1

  

 3) 

3 : 1

  

 4) 

1 : 2 : 1

 

Потомство томатов, полученное от скрещивания гомозиготных растений со стеблями нормальной высоты и гладкими плодами с гомозиготными томатами, имеющими карликовый рост и ребристые плоды, скрестили между собой. Во втором поколении (F2) образовалось четыре фенотипические группы растений. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы первого и второго поколения (F1 и F2), их соотношение, если А – нормальная высота стебля, а В – гладкая форма плодов. Гены высоты стебля и формы плодов находятся в различных парах гомологичных хромосом.

 

Генотип тригетерозиготы обозначается следующим образом:

  

 1) 

AABBCC

  

 2) 

AaBbCc

  

 3) 

AаBbсс

  

 4) 

AAbbCC

 

Гибриды F1, полученные при скрещивании растений земляники с красными и белыми плодами, имели плоды розового цвета – это свидетельствует о проявлении

  

 1) 

множественного действия генов

  

 2) 

независимого расщепления признака

  

 3) 

неполного доминирования

  

 4) 

сцепленного наследования

 

Частота нарушения сцепления между генами зависит от

  

 1) 

структуры хромосомы

  

 2) 

расстояния между ними

  

 3) 

числа групп сцепления

  

 4) 

доминантности или рецессивности генов

 

Укажите анализирующее скрещивание, в котором участвуют две гомозиготные особи.

  

 1) 

Аа  х  АА

  

 2) 

АА  х  аа

  

 3) 

Аа  х  Аа

  

 4) 

Аа  х  аа

 

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

Согласно хромосомной теории наследственности:

1. Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке. 2. Каждый ген занимает определенное место – аллель. 3. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления. 4. Число групп сцепления определяется диплоидным набором хромосом. 5. Нарушение сцепления генов происходит в процессе конъюгации хромосом в профазе мейоза.

 

Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75% особей с серым телом и нормальными крыльями и 25% с чёрным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признаков.

 

Bыберите генетическую символику, характеризующую дигибридное скрещивание.

  

 1) 

АаBb х ааbb

  

 2) 

Аа х аа

  

 3) 

АА х аа

  

 4) 

AAB х AAb

 

Каково расщепление по генотипу в потомстве от скрещивания особей морских свинок с волнистой шерстью Аа х Аа?

  

 1) 

1:1

  

 2) 

3:1

  

 3) 

1:2:1

  

 4) 

1:1:1:1

 

По закону расщепления соотношение фенотипов в F2 (при полном доминировании) равно

  

 1) 

1:1

  

 2) 

3:1

  

 3) 

1:2:1

  

 4) 

1:1:1:1

 

У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой формы (В) семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян также сцеплены. При скрещивании растений с коричневыми гладкими семенами с растениями с белой окраской и морщинистыми семенами было получено 4002 семени коричневых гладких и 3998 семян белых морщинистых, а также 305 белых гладких и 300 коричневых морщинистых семян кукурузы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских растений кукурузы и её потомства. Обоснуйте появление двух групп особей с отличными от родителей признаками.

 

Организмы, клетки которых содержат разные аллели одного гена, называют

  

 1) 

рецессивными

  

 2) 

гомозиготными

  

 3) 

гетерозиготными

  

 4) 

альтернативными

 

Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных растений гороха (Аа)?

  

 1) 

1 : 1

  

 2) 

3 : 1

  

 3) 

1 : 1 : 1 : 1

  

 4) 

9 : 3 : 3 : 1

 

При скрещивании гибридов растений ночной красавицы (розовые цветки) появляются растения с красными, розовыми и белыми цветками 
в соотношении

  

 1) 

9 : 3 : 3 : 1

  

 2) 

3 : 1

  

 3) 

1 : 2 : 1

  

 4) 

1 : 1

 

У собак чёрная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От чёрной длинношёрстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 чёрных длинношёрстных щенка, 3 коричневых длинношёрстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.

 

Какова вероятность рождения ребёнка без веснушек, если у женщины веснушки отсутствуют, а оба родителя её мужа имеют веснушки и гомозиготны по этому признаку? (А 

 наличие веснушек)

  

 1) 

0%

  

 2) 

25%

  

 3) 

75%

  

 4) 

100%

 

У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над чёрной, а рогатость (В) 

 над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с гетерозиготным серым комолым самцом? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

 

Развитие нормальных крыльев дрозофилы обусловлено действием доминантного гена, а загнутых крыльев – рецессивного гена. Определите генотип гетерозиготной особи с нормальными крыльями.

  

 1) 

АА

  

 2) 

ab

  

 3) 

Аа

  

 4) 

АВ

 

Проявление гемофилии у мужчин обусловлено

  

 1) 

сочетанием доминантных генов

  

 2) 

наличием рецессивного гена в Х-хромосоме

  

 3) 

взаимодействием доминантных генов

  

 4) 

наличием двух рецессивных генов в половых хромосомах

 

Мать имеет нормальное цветовое зрение (гомозигота), отец не различает цвета нормально (ген цветовой слепоты рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой). Какой процент детей в этой семье могут иметь цветовую слепоту?

  

 1) 

0%

  

 2) 

25%

  

 3) 

50%

  

 4) 

75%

 

По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей,  потомков 1,2,3 и объясните формирование их генотипов.

 

Сколько аллелей, определяющих цвет глаз, содержит одна гамета?

  

 1) 

1

  

 2) 

2

  

 3) 

3

  

 4) 

4

 

Цвет глаз обусловлен аутосомным геном, а дальтонизм 

 рецессивным геном, сцепленным с полом. Определите генотип кареглазого мужчины-дальтоника (кареглазость доминирует над голубоглазостью).

  

 1) 

АаХdY

  

 2) 

АаХDХD

  

 3) 

АаХDY

  

 4) 

ааХDХD

 

Какое явление нарушает сцепление генов, локализованных в одной хромосоме?

  

 1) 

кpоссинговеp

  

 2) 

комбинативная изменчивость

  

 3) 

конъюгация

  

 4) 

модификация

 

По изображённой на рисунке родословной определите и объясните  характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей 8, 9, потомков 11, 12 и объясните формирование их генотипов.

 

Укажите генотип человека, больного гемофилией, если известно, что рецессивный ген заболевания сцеплен с полом.

  

 1) 

XHXh

  

 2) 

XHY

  

 3) 

XHXH

  

 4) 

XhY

 

Формирование у гибридов F1 фенотипа с промежуточным проявлением признака наблюдается при

  

 1) 

полиплоидии

  

 2) 

сцепленном наследовании

  

 3) 

неполном доминировании

  

 4) 

взаимодействии неаллельных генов

 

Каковы генотипы светловолосой матери (рецессивный ген) и темноволосого отца, если 50% их детей светловолосые и 50% темноволосые?

  

 1) 

♀ BB x ♂ bb

  

 2) 

♀ Bb x ♂ BB

  

 3) 

♀ Bb x ♂ Bb

  

 4) 

♀ bb x ♂ Bb

 

У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метёлка» (v). При проведении анализирующего скрещивания дигетерозиготного растения, имеющего нормальные междоузлия и нормальную метёлку, получено потомство: 48% с нормальными междоузлиями и нормальной метёлкой, 48% с укороченными междоузлиями и зачаточной метёлкой, 2% с нормальными междоузлиями и зачаточной метёлкой, 2% с укороченными междоузлиями и нормальной метёлкой. Определите генотипы родителей и потомства. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

 

Локусы аллельных генов расположены в

  

 1) 

гомологичных хромосомах

  

 2) 

негомологичных хромосомах

  

 3) 

одной из гомологичных хромосом

  

 4) 

одной из сестринских хроматид

 

Если при моногибридном скрещивании во втором поколении гибридов наблюдается расщепление по фенотипу 1:2:1, то это следствие

  

 1) 

неполного доминирования

  

 2) 

полного доминирования

  

 3) 

сцепления генов

  

 4) 

анализирующего скрещивания 

 

При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При анализирующем скрещивании гибридов из 

F

 

1

 
 

 получены растения с гладкими окрашенными семенами, с морщинистыми неокрашенными, с морщинистыми окрашенными, с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства 

F

 

1

 
 

 и 

F

 

2

 
 

. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление четырёх фенотипических групп особей в 

F

 

2

 
 

.

Какие гаметы образует дигомозиготный организм с доминантными по каждой паре признаками?

  

 1) 

AB

  

 2) 

Ab

  

 3) 

aB

  

 4) 

ab

 

Какой закон проявится при скрещивании, если известно, что исследуемые  гены расположены в одной хромосоме?

  

 1) 

расщепления признаков

  

 2) 

сцепленного наследования

  

 3) 

независимого наследования

  

 4) 

гомологических рядов

 

Каково соотношение по генотипу у гибридов, полученных от скрещивания гетерозиготного и гомозиготного (аа) растений?

  

 1) 

1:1

  

 2) 

1:3

  

 3) 

1:2:1

  

 4) 

1:3:1

 

При скрещивании белых кроликов с мохнатой шерстью и чёрных кроликов с гладкой шерстью получено потомство: 50% чёрных мохнатых и 50% чёрных гладких. При скрещивании другой пары белых кроликов с мохнатой шерстью и чёрных кроликов с гладкой шерстью 50% потомства оказалось чёрных мохнатых и 50% – белых мохнатых. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните, какой закон проявляется в данном случае.